Гренландия теряет лёд

Гренландия теряет лёд

Потрясающе: только за четыре года Гренландия потеряла триллион тонн льда

Гренландия теряет ледяной покров. То, что  Гренландия в большой беде, известно давно, но недавнее исследование помогло осознать серьёзность проблемы. Анализ спутниковых данных, опубликованный в журнале «Geophysical Research Letters», показывает, что ледяной покров Гренландии потерял триллион тонн льда только за 2011-2014 годы. Значительная часть потерь приходится всего на пять ледников, что заставляет учёных волноваться больше, чем когда-либо.

Это исследование – одно из многих, в результате которых мы получали всё более тревожащие данные об исчезновении льдов в Гренландии. За прошедшее столетие ледовый покров уменьшился, по крайней мере, на 9000000000000 тонн, и скорость таяния всё время растёт. Внимание климатологов приковано к гренландскому региону в связи с высокой вероятностью его значительного влияния на будущее повышение уровня мирового океана. Уровень мировых вод повысится примерно на 20 футов (6,1 м), если растает весь массив. И это не говоря уже о сопутствующем ущербе. Скорее всего, таяние льдов в Гренландии привело к повышению уровня моря на целый дюйм (2,54 см) за прошедшие сто лет. Доля талых гренландских льдов в повышении уровня океанских вод, задокументированная с 1990-х годов, составляет 10%.

Новое исследование детально рассматривает таяние льдов в Гренландии в период с 2011 по 2014 год на основании данных со спутника «КриоСат-2» («CryoSat-2»), а также спутника, запущенного для изучения окружающей среды Европейским космическим агентством в 2010 году. Спутниковое исследование опирается на альтиметрические измерения, фиксирет изменения высоты поверхности Гренландии в ответ на прирост или убыль льда.

«В двух словах, если ледяной покров поднимается, мы воспринимаем это как доказательство того, что он растёт», – сообщил Малкольм Макмиллан (Malcolm McMillan), научный сотрудник Университета Лидса. «А там, где поверхность ледяного покрова опускается, происходит потеря льда».

Впрочем, он уточнил, что это упрощённое объяснение. Учёные также должны учитывать влияние на изменение поверхности ледяного покрова других факторов, например, снегопада, который сложно распознать с помощью спутника.

«Снег и лёд имеют разную плотность, поэтому они связаны с разным количеством потерянной массы», – пояснил Макмиллан. «Мы использовали модель регионального климата и модель поверхности снежного покрова, чтобы получать правдивую информацию о природе наблюдаемых изменений».

С помощью этого метода, сочетающего спутниковые наблюдения с моделированием, исследователи обнаружили, что гренландский ледяной покров терял массу со средней скоростью 269 000 000 000 тонн в год с января 2011 по декабрь 2014 года. В целом, потери за четырёхлетний период составляют около 1 триллиона тонн льда.

В исследовании говорится об обнаружении нескольких значительных колебаний из года в год. Именно это наблюдение климатический эксперт Университета Шеффилда Эдвард Ханна (Edward Hanna), не участвовавший в новом исследовании, назвал одним из самых весомых открытий. Наибольшие потери зафиксированы в 2012 году, когда необычайно тёплое лето привело к таянию более 400 000 000 000 тонн льда. На следующий, 2013, год потери были сравнительно умеренными – не более 100 000 000 000 тонн.

«Существует не так много научных проектов, осуществляющих подобный анализ тенденций и долговременные исследования таяния ледников за последние нескольких лет», – заметил Эдвард Ханна. «Это исследование действительно пытается оценить, как ледяной покров реагирует на имеющиеся колебания или изменения климата».

 

В целом, потери льда преобладали на юго-западе, но учёные заметили уменьшение ледяного покрова и в его прохладных, северных частях. Важно, что, согласно научным наблюдениям, 12% всей потери льда приходится на маленькую группу ледников, составляющих менее 1% общей площади белого покрова.

Каждый из этих пяти ледников постепенно тает и стекает в море. И похоже на то, что сочетание повышения температуры воздуха и уровня океанических вод влияет на их нынешнее отступление. Среди них – ледник Якобсхавн (Jakobshavn), хорошо изученное место, известное ныне в связи с недавними объёмными потерями льда. Известно, что от него откалываются ледяные глыбы, площадь поверхности которых составляет несколько квадратных миль.

Макмиллан подтвердил, что учёным уже было известно о массивных потерях, которые несут эти ледники. И новое исследование только подкрепляет предыдущие наблюдения и убеждает в огромной роли нескольких ледников в повышении уровня мирового океана. «Также это означает, что в дальнейшем мы сможем проводить систематические измерения, которые можно будет использовать для регулярного мониторинга этих ледников и наблюдений за их изменениями в будущем», – сказал он.

Результаты исследования более или менее совпадают с измерениями, проведёнными несколькими другими спутниками. После сопоставлений учёные обнаружили, что данные, например, со спутников НАСА «Грейс» («GRACE satellites») показывают, что Гренландия теряет лёд со скоростью около 287 000 000 000 тонн в год. Эти результаты соответствуют общим оценкам учёных в связи гренландской потерей льда, которая составляет почти 250 000 000 000 тонн ежегодно, начиная с 2011 года.

Таким образом, новое исследование подтверждает широко распространённое мнение о шатком положении Гренландии. Однако привлечённые в этом исследовании технологии могут уточнить последующие измерения, которые будут использованы для создания климатических моделей и помогут учёным предсказывать поведение ледяного покрова. А это решающий шаг в определении объёмов повышения уровня мирового океана, ожидаемого в обозримом будущем. «Думаю, действительно показательным или необычным аспектом исследования является степень детализации проводимых измерений», – сказал Макмиллан. «Спутниковые технологии показывают нам глобальную картину изменений ледяного покрова как целого, но с помощью этого особого метода мы можем точно определить конкретные регионы, прибрежные линии которых меняются. И это очень важно, поскольку позволяет нам лучше понять процессы, вызывающие изменения».

Челси Харви (Chelsea Harvey)