Учёные озабочены вымиранием коралловых рифов

Учёные озабочены вымиранием коралловых рифов

Коралловые рифы, уникальные подводные экосистемы, гибнут в беспрецедентных масштабах.

Южный Ари Атолл, Мальдивы… Всего год назад здесь были потрясающие цвета, ослепительная жизнь под волнами. Сейчас этот мальдивский риф мертв, его убил стресс от повышения температуры океана. То, что осталось, – это гнетущие руины серого цвета: картина, наблюдающаяся по всему миру, которая быстро превращается в полномасштабную экологическую катастрофу.

За последние три десятилетия лет мир потерял примерно половину своих коралловых рифов. Учёные в настоящее время борются за то, чтобы по крайней мере часть этих уникальных экосистем выжила в следующие три десятилетия. Здоровье планеты зависит от них: коралловые рифы поддерживают существование четверти всех морских видов, а также полмиллиарда людей во всем мире.

«Речь идёт не о том, что произойдет через 100 лет. Мы теряем их прямо сейчас, – говорит морской биолог Джулия Баум из Университета Виктории в Канаде, – мы теряем их очень быстро, намного быстрее, чем я думала, чем кто-либо из нас мог себе представить».

Даже если бы мир смог остановить глобальное потепление сейчас, ученые по-прежнему ожидают, что к 2050 году более 90 процентов кораллов умрут. Без радикального вмешательства мы рискуем потерять их полностью.

 

«Потерять коралловые рифы – значит существенно подорвать здоровье очень большой части человечества», – говорит Рут Гейтс, директор Института морской биологии Гавайев.

Коралловые рифы производят часть кислорода, которым мы дышим. Часто описываемые как подводные тропические леса, они заселяют крошечную часть океана, но обеспечивают местообитание для каждого четвёртого вида морских животных. Рифы также образуют важнейшие барьеры, защищающие береговые линии от размывания во время сильных штормов.

Они обеспечивают доходы в миллиарды долларов от туризма, рыболовства и других видов торговли и используются в медицинских исследованиях для лечения болезней, включая рак, артрит и бактериальные и вирусные инфекции.

«Где бы вы ни жили, в Северной Америке, Европе или Австралии, вы должны быть обеспокоены, – говорит биолог Ове Хоег-Гулдберг, директор Института глобальных изменений Австралийского университета в Квинсленде, – это не просто какое-то отдаленное место для глубоководного погружения или отдыха. Это материя экосистемы, которая нас поддерживает».

И эта материя рвётся в клочья.

«Нет ничего более безумного, чем разрушать то, от чего зависит жизнь – экосистему – и надеяться, что вам это сойдёт с рук», – говорит Хоег-Гулдберг.

Кораллы – беспозвоночные, живущие в основном в тропических водах. Они выделяют карбонат кальция для создания защитных скелетов, растут и приобретают впечатляющие цвета благодаря симбиотическим отношениям с водорослями, которые живут в их тканях и обеспечивают их энергией.

Но кораллы чувствительны к колебаниям температуры и страдают от перегрева и окисления океана, а также от перелова, загрязнения, развития прибрежных районов и животноводческих сточных вод.

Изменение температуры всего на 1-2 градуса Цельсия (от 1,8 до 3,6 градуса Фаренгейта) может привести к отторжению кораллами водорослей, оставив их белые скелеты видимыми в процессе, известном как «отбеливание».

Отбеленный коралл может оправиться, если вода остынет, но если в течение нескольких месяцев сохраняются высокие температуры, коралл погибнет. В конечном итоге риф будет деградировать, оставляя рыбу без среды обитания и береговые линии без защиты от штормовых приливов.

Первое глобальное явление обесцвечивания произошло в 1998 году, когда погибло 16 процентов кораллов. Проблема резко обострилась в 2015-2016 годах, в условиях длительного явления Эль-Ниньо, которое подогрело воды Тихого океана вблизи экватора и спровоцировало наиболее массовое обесцвечивание, когда-либо задокументированное. Третье глобальное отбеливание, как известно, продолжается сегодня даже после того, как Эль-Ниньо закончилось.

В центре внимания СМИ были повреждения знаменитого Большого барьерного рифа в Австралии, но другие рифы жили так же плохо или ещё хуже во всем мире, от Японии до Гавайских островов во Флориде.

По данным Национального исследовательского центра США, в районе островов Мальдив, идиллического туристического места в Индийском океане, примерно 73 процента обследованных рифов пострадали от обесцвечивания в период с марта по май 2016 года.

«Этот эпизод отбеливания, кажется, повлиял на все Мальдивы, но степень отбеливания варьируется от рифа к рифу, в зависимости от местных условий», – говорит Низам Ибрагим, старший научный сотрудник центра.

Наиболее пострадали рифы в районах центральной части Тихого океана, где Университет Баум в Виктории проводил исследования на острове Киритимати, или острове Рождества, в Республике Кирибати. Перегрев воды продолжался там в течение 10 месяцев в 2015-2016 годах, убив 90% рифа.

Баум никогда не видел ничего подобного. «Как учёные, мы все были в полнейшем шоке, – сказал Баум, – как и кораллы с точки зрения термического стресса, которому они подвергались».

Хуже того, ученые предсказывают новую волну повышения температур океана, начиная с апреля 2017 года.

 

«Модели показывают, что вскоре мы увидим возвращение отбелки в южной части Тихого океана, а также начало отбелки как в восточной, так и западной частях Индийского океана, – сказал Марк Икин, специалист по коралловым рифам и координатор организации National Oceanic and Atmospheric Administration’s Coral Reef Watchр, которая использует спутники для мониторинга условий окружающей среды вокруг рифов, – всё может быть не так плохо, как в прошлом году, но могут ещё больше ослабеть рифы, которые пострадали в течение последних двух лет».

Скорость разрушения – это то, что тревожит ученых и защитников природы, так как поврежденный коралл не успевает восстановиться, когда его поражает более высокая температура.

Но у некоторых рифов ещё остаётся шанс.

В прошлом месяце Хоег-Гульдберг помог запустить инициативу под названием «50 рифов», цель которой – выявить рифы с наилучшими шансами выжить при потеплении океанов и повысить уровень осведомленности общественности. Его партнером по проекту является Ричард Веверс, возглавляющий обзор XL Catlin Seaview Survey, призванный документировать состояние коралловых рифов во всем мире.

«Для рифов, которые в наименьшей степени подвергаются уничтожению в связи с изменением климата, ключевым будет их защита от всех других проблем, с которыми они сталкиваются: загрязнение, чрезмерный вылов рыбы, развитие прибрежных зон, – говорит Веверс, основатель агентства Ocean, австралийской организации, которая ищет новые технологии, чтобы помочь решить некоторые из самых серьёзных проблем океана. – Если часть рифов останется здоровой, она может стать жизненно важным центром сохранения генофонда и повторно населять окружающие рифы».

Сама природа дарит маленькие проблески надежды. Например, некоторые кораллы Киритимати демонстрируют предварительные признаки возвращения.

Но учёные не хотят оставлять всё на волю случая, и работают на опережение, проводя эксперименты, которые, как они надеются, могут предотвратить полное исчезновение кораллов.

«Мы потеряли 50 процентов рифов, но это означает, что у нас все еще осталось 50 процентов, – говорит Гейтс, работающая на Гавайях над разведением кораллов, которые лучше выдерживают повышение температуры. – Мы определенно не хотим мешкать до тех пор, пока у нас их останется два процента».

Она также пытается «научить» кораллы выживать при повышении температуры, подвергая их сублетальному тепловому стрессу в надежде, что они смогут «как-то зафиксировать это в своей памяти» и пережить аналогичный стресс в будущем.

«Самое время начать мыслить нестандартно, – говорит Гейтс. – Рифы обречены на вымирание, если мы ничего не попытаемся предпринять».