Большие пчёлы в маленьком мире

Большие пчёлы в маленьком мире

Мы живём в маленьком мирке, где тысячи людей связаны между собой неисповедимыми путями. С одной стороны, множество друзей во всех уголках планеты – это очень удобно и выгодно: поток гостей на большие праздники, оживлённая торговля, политическое сотрудничество, путешествия. Но мало кто осознаёт, что именно эта динамика позволяет вирусам передвигаться по планете с огромной скоростью.

Всемирная организация здравоохранения признала вирус Зика – пандемию, вызванную изменением климата, – глобальным бедствием. Вирус Зика пагубен не только для человека. Он способен поражать все формы жизни, от бактерий до бананов, от лошадей до пчёл.

Атаки варриатозных клещей и вызываемое ими инфекционное заболевание (деформация крыла) привели к смерти миллиардов пчёл в течение второй половины ХХ века. В исследовании, опубликованном в журнале «Science», Шеффилд и Мартин (коллеги из Эксетерского  университета) рассказали о том, как вирус распространился по всему миру.

Медоносные пчелы географически разделены на две группы: один вид, известный как европейская пчела, обитает в Африке, шесть других видов обитают в Азии. Первый из них – самый эксплуатируемый людьми вид, ведь семьи именно этих пчёл дают больше мёда.

В 1950-х годах европейские пчёлы были перевезены в Азию с целью улучшения тамошнего производства мёда. Они показались варриатозным клещам более привлекательными, нежели местные пчёлы. В течение следующих пятидесяти лет клещи распространились по всему миру из-за глобальной торговли европейскими медоносными пчелами.

Долгое время считалось, что клещи истребляют пчел, ведь известно, что клещи питаются их кровью. Эта мысль подтверждалась наличием клещей в заражённых пчелиных семьях с сухими, искалеченными крыльями.

Но более поздние исследования показали, что варриатозный клещ был, по сути, носителем, а не истребителем. Он передавал вирус деформированного крыла непосредственно в кровоток.

Некоторые заражённые пчелы с искалеченными крыльями не могли летать и быстро умирали. Несмотря на то, что большинство инфицированных пчёл имели нормальные крылья, продолжительность их жизни сократилась на 50%, что привело к гибели пчелиных колоний.

 

Вирус деформированного крыла, возможно, уже давно облюбовал европейских медоносных пчёл, и их азиатские родственники и клещи к этому совсем не причастны. Тем не менее, варриатозные клещи очень эффективно помогли вирусу распространиться.

Пандемия возникла в середине ХХ века и с тех пор распространялась с огромной скоростью. Европейские и североамериканские колонии медоносных пчел считаются источником распространения вируса, поскольку США и Европа – главные субъекты мировой торговли пчелами.

Медоносные пчёлы и другие опылители соприкасаются и-за торговли ими, что создаёт идеальную ситуацию для быстрого распространения патогенных микроорганизмов и паразитов по всему земному шару.

Можно провести параллели между глобальным распространением вируса деформированного крыла и другими человеческими патогенами, которые распространяются насекомыми, например, вирусом Зика. Поскольку международная торговля и сфера туризма продолжают развиваться, можно ожидать возникновения большего количества новых вирусов, влияющих на здоровье как людей, так и животных.

Однако генетическая история человечества показывает, что мы достаточно хорошо приспособлены, чтобы пережить нашествие новых патогенов. Сейчас в мире есть целый ряд зараженных клещами пчелиных семей, которые могут выжить без какого-либо вмешательства. Возможно, естественный отбор снова победит.

Судьба пчёл – предмет особого интереса для многих людей. Вероятно, это прозвучит странно, особенно для вегана, но художница из Орегона Сара Мапелли (Sara Mapelli) исполняет танец, во время которого на обнажённых частях её тела сидят тысячи пчёл. Она делает всё для того, чтобы помочь другим стать ближе к природе. Мапелли, известная как «Королева пчёл», говорит о себе как об «энергетическом терапевте».

Пчелиный танец, который художница исполняет уже в течение десяти лет, создан для «исцеления» и «раздумий», рассказывает Мапелли в интервью National Geographic. Танцем она надеется помочь другим преодолеть их страхи, в том числе страх перед пчёлами, и помочь людям, которые чувствуют, что утратили связь с природой.

Пчёлы ведут общинный образ жизни, и это прекрасный пример чувства общности, которым Мапелли хочет поделиться с другими. Пчелиный танец – одно из средств альтернативной медицины, к которому она прибегает, имея дело с пациентами, испытывающими чувства отверженности и неудовлетворённости.

Чтобы привлечь пчёл, Сара обтирается феромоном, который производит пчеломатка (пчеломатки используют этот феромон для контроля улья), поэтому, когда пчеловод открывает улей, пчёлы начинают роиться на теле Мапелли. Феромон, который подарил ей энтомолог Майкл Бёрджетт (Michael Burgett) из Университета штата Орегон, содержит концентрат гормона, выделяемый сотней пчеломаток.

«Я похожа на дерево, вокруг которого бушует мощный торнадо, постепенно затихающий, когда пчёлы рассаживаются», – рассказывает «Королева», описывая свои ощущения. «Они сильно шумят: это завораживающий и красивый звук».

Мапелли добавляет, что иногда чувствует дискомфорт, когда почти 15 000 пчел щекочут её тело, да и жалили её не раз. Но для неё это часть терапии. Мапелли даже занялась апитерапией, в ходе которой она использует продукты пчеловодства, в том числе яд, для лечения болезней.

По словам Мапелли, некоторые считают её сумасшедшей, но, помимо терапевтического эффекта, эта практика даёт возможность рассказать о важной роли пчёл в опылении пищи и их месте в экосистеме. Она также учит своих клиентов тому, как можно защитить этих трудолюбивых опылителей.

Хотя сохранение пчёл очень и очень важно, мало у кого этот аспект стоит на первом месте. Исключением является «Plan Bee Ltd» (название-каламбур:  «Plan Bee» можно перевести как «План по пчёлам», одновременно данное словосочетание созвучно с «Plan B» – то есть, «план Б», запасной вариант действий в экстренных ситуациях), организация, которая занимается сохранением пчёл и продвижением идеи их защиты. Стремясь повысить уровень информированности общества в этом вопросе, сотрудники организации провели большую работу, чтобы показать, насколько наши обеденные блюда, кухни и супермаркеты пострадают без пчёл. С целью продемонстрировать это наглядно, организация подготовила изображение праздничного рождественского стола таким, какой он есть благодаря пчелам, и каким он может стать без них.

Уоррен Байден (Warren Baiden), главный директор и основатель «Plan Bee Ltd», говорит: «Рождество – хороший пример нашей зависимости от маленьких пчёл. Они участвуют в опылении трети пищи, которую мы потребляем; без них на Рождество у нас не было бы никакого соуса из клюквы, никакого пастернака или моркови, никаких гвоздик и вишен для рождественского пудинга или пирога, никаких сладких пирожков с фруктовыми начинками и никакого остролиста. Самое главное – никакой брюссельской капусты, хотя это уже вопрос вкуса».