Как я был веганом в течение месяца: мои открытия

Как я был веганом в течение месяца: мои открытия

Это второй, за два месяца, эксперимент, который кардинально изменил мою жизнь и самочувствие. Во время первого эксперимента я избавился от разных бесполезных явлений, отягощавших мою жизнь, а на этот раз я отказался от продуктов животного происхождения.

В течение тридцати дней я питался исключительно веганскими продуктами; прежде всего, для того, чтобы увидеть, как такая диета влияет на моё здоровье и самодисциплину в вопросах еды. Оказалось, что подобная трансформация даётся мне очень легко, и моё тело чувствовало так, словно уже давно ждало от меня этого эксперимента.



Что я открыл для себя

Это было легко

У меня было семь причин, по которым я считал обращение к веганству невозможным. Самая главная из них – мне казалось, что для меня веганская диета будет непосильным бременем. Я уже смутно помню, что именно казалось мне «невыносимым»: желание еды, которая мне недоступна, необходимость искать подходящую еду, читать надписи на этикетках. Делать всё это, как оказалось, было совсем нетрудно. Как только я почувствовал, что моё тело прекрасно себя чувствует без сыра и мяса, как эти продукты перестали меня привлекать.

Единственное, что оказалось непросто, – найти еду в городе. В большинстве ресторанов подают самые элементарные веганские блюда, и готовят их довольно бездумно. Как правило, рестораторы просто подают свои фирменные блюда, в которых мясо заменено тофу или овощами.  Не требуется особых усилий, чтобы включить в меню одно особое веганское блюдо. Видимо, спроса на такую пищу нет.

Существует обширная сеть поддержки клиентов в виде обзоров ресторанов и форумов, которая значительно облегчает веганам жизнь.  Меня очень порадовало это открытие – оказалось, что существует целая веганская субкультура.

Я расширил набор потребляемых продуктов, а не сузил его

Мысль о том, что мне придётся исключить из рациона несколько категорий продуктов, меня отнюдь не радовала; я опасался, что моё питание будет сведено до нескольких знакомых блюд, а я и без того чувствовал, что мне не хватает разнообразия в пище.

Однако произошло прямо противоположное. Я стал гораздо больше экспериментировать с новыми рецептами и есть продукты, которые вряд ли бы попробовал, если бы не веганство. Я освоил довольно много новых рецептов, и сейчас моя «кулинарная жизнь» гораздо более насыщенна и интересна, нежели в прошлом. Пища радует меня гораздо больше, а ведь я, откровенно говоря, ожидал обратного.

Я стал больше времени уделять приготовлению пищи, пробуя по несколько новых рецептов каждую неделю. Мне нравится готовить в принципе, поэтому я совсем не страдал, но я вполне мог бы упростить процесс, если бы возникла такая необходимость.

Физически, я чувствовал себя превосходно, причём с самого начала

Спустя несколько дней, у меня появилось ощущение необыкновенной лёгкости и ясности сознания. Казалось, что любое дело требует меньших усилий, а перспектива любого труда не вызывала такого ментального сопротивления, как в прошлом. Простые задачи – подняться с кресла или помыть тарелки – уже не вызывали глухого раздражения. Причём, лишь став веганом, я осознал, что его испытывал.

Заставить себя заниматься физическими упражнениями было гораздо легче. Не было ни тяжести после еды, ни восстановительного периода. Очень быстро прошла утренняя слабость. Я больше не уставал к трём часам дня, но сохранял бодрость до ночи.

Мне кажется, что я всегда жил в состоянии непрерывной, пусть и умеренной, усталости, причиной которой являлись мясо и молочные продукты.

Что касается отношения окружающих, то все реагировали по-разному

Я не заявлял публично о своей новой диете, но еда – такая значительная часть человеческой жизни, что тема питания неизбежно всплывала. В основном, окружающие хотели знать, что сподвигло меня радикально изменить рацион; одни спрашивали так, словно им было просто любопытно, а другие так, словно я посягнул на что-то святое для них.

Относительно конкретных физических благ, которые я  почувствовал в самом начале, переход на новую диету оказался на редкость здравым решением, и я поражаюсь тому, что многие продолжают считать веганизм каким-то маргинальным и несущим скрытую угрозу явлением, наподобие сайентологии или коммунизма.

По-моему, многие окружающие полагали, что я втайне умираю от желание поесть стейков и чизбургеров, и что требуется некая запредельная нравственная сила, чтобы питаться по-вегански. Я не умирал, и никакой силы не требуется.

Когда мне задавали вопрос «почему», у меня наготове был ответ: веганское питание – залог хорошего физического самочувствия. Это правда. Возможно, это действительно главная причина. Я не хотел переводить разговор в этическую плоскость, поскольку тогда он выливается в дебаты, и собеседникам тяжелее услышать друг друга. Однако этическая сторона для меня тоже актуальна, и я рассмотрю эту тему ниже.

В целом, мои затраты на питание не выросли существенно, хотя тратиться на еду – это в любом случае нормально

Я думал, что мне придётся удвоить мой бюджет, покупая тонны скоропортящихся продуктов, деликатесов и веганских заменителей, но реальность оказалась иной. Я действительно стал больше тратить на продукты, но совсем не в таких масштабах, в каких ожидал. Многие основные веганские продукты можно приобретать в больших количествах достаточно дёшево: чечевицу, рис, бобы, тофу, кускус и т. д.; кроме того, в мой бюджет не было заложено мясо – самая дорогая составляющая в списке покупок большинства людей. Дополнительные средства, которые я тратил на продукты, я экономил на случайных, импровизированных покупках и приёмах пищи. Не было жирных завтраков в кафе на работе, не было сэндвичей с гастрономическими изысками и никакого фаст-фуда. Я никогда не был наркоманом фаст-фуда, но всегда полагался на гигантскую инфраструктуру продуктов быстрого приготовления, столь популярную в рамках моей культуры, и, не говоря о последствиях для здоровья, это всегда был неудачный способ тратить деньги.

Таким образом, мои расходы на еду существенно не возросли, хотя я не думаю, что увеличение продуктового бюджета – это что-то плохое. Часто можно услышать жалобу на то, что здоровая пища стоит гораздо дороже нездоровой. Я не уверен, что это правда. Даже если и так, это не причина не покупать здоровые продукты.

Скажем, типичная американская семья тратит на продукты меньше 10 % своих доходов, и меньше половины этих продуктов готовит дома. Здоровая пища не дорога, мы просто привыкли вкладывать в собственное здоровье прискорбно малую часть своих ресурсов. Позитивные эффекты правильного питания стоят потраченных денег.

Ограничивать количество потребляемых здоровых продуктов из-за озабоченности их высокой стоимостью – это признак полной отсталости. Помимо того, что проживание в комфортном доме оправдывает любые траты, какие ещё расходы могут быть более оправданными, нежели расходы на качественную пищу? Выбор пищи и продуктов определяет состав наших тел, продолжительность нашей жизни и её качество. Не есть здоровую пищу, потому что это «слишком дорого» – всё равно что не спать много, потому что это занятие отнимает массу времени; тем не менее, именно так многие подходят к данному вопросу.

Как правило, в меню ресторанов потребности веганов не учитываются вовсе

Я быстро понял, что окружающий мир по умолчанию считает тебя мясоедом. В подавляющем большинстве ресторанов есть две вегетарианские опции, и ноль веганских опций, пока вы не обратитесь к персоналу с соответствующей просьбой. Иногда подаются веганские гарниры, но, в целом, вам дают понять, что не стоит рассчитывать на еду без животных ингредиентов.

Для меня – молодого, белого, атеиста, не инвалида, англоговорящего – участь маргинала была новым опытом. Возможно, для меня, в плане формирования меня как личности, было благом получить представление о том, каково это – жить в мире, который хочет, чтобы ты был не тем, кем являешься.

Пересмотр отношения к животной пище

Часть эксперимента заключалась в том, что когда тридцать дней истекли, я употребил в пищу несколько животных продуктов, чтобы посмотреть, как реагирует на них моё тело.

В первый день по окончании эксперимента я ел только веганские продукты, за исключением того, что вместо обычного соевого латте я выпил латте с коровьим молоком. Первое впечатление было таким, что кофе имел «грязный» вкус, словно я взял в рот что-то такое, чего в нём быть не должно. Я испытывал чувство вины – не то чтобы я чувствовал, что съел откровенно вредный продукт, но словно знал, что моё тело, в действительности, его не хочет. Желая испытать полноту эффекта, я выпил целую чашку. Через час я почувствовал себя ужасно и вернулся домой из офиса больным.

На следующий день я должен был протестировать сыр. Я съел сэндвич, который был веганским, за исключением кусочка сыра. Я снова почувствовал «грязь» и испытал чувство вины, но на этот раз ощущения были не такими отчётливыми. Я не заболел, но просто снова испытал чувство тяжести и потери сил.

Затем я совершил несколько других попыток. У меня не было желания есть мясо, но, в конце концов, я съел куриный ролл на борту самолёта, летящего в Кону, поскольку не имел ничего другого с собой, а стюарды уже продали пару имевшихся вегетарианских роллов. Есть ролл было неприятно, но мне нужно было подкрепиться, и я не хотел перебиваться только фунтом орехов, имевшихся в моей сумке.

Сегодня я съел на завтрак кусок рыбы и пожалел об этом. В этом не было никакой необходимости. Рыба сделала меня вялым и раздражительным. На этом я заканчиваю экспериментировать с мясом.

Сейчас я всё ещё в «отпускном настроении» и потому много ем и время от времени употребляю молочные продукты. Они не кажутся мне такими отвратительными, как та первая чашка латте, но я обязательно вернусь к стопроцентно веганской диете, как только окажусь дома в воскресенье.

 «Я бы и стал веганом, но не в силах отказаться от сыра»

Существует любопытный феномен, который, как мне кажется, заслуживает внимания. Я не раз сталкивался с тем, что люди рассматривают перспективу перейти на веганское питание – по соображениям здоровья или этики – но утверждают, что не в силах отказаться от сыра.

Я говорил в точности то же самое: «Я не в силах отказаться от сыра». Это настолько типичная реакция, что служит предметом постоянных насмешек на веганских форумах. Меня удивляет то обстоятельство, что ни один невеган с симпатиями к веганству не хочет просто сказать, что не желает отказываться от сыра: нет, он всегда «не может». Из этого следует, что такие люди отличаются от меня в том отношении, что у них нет возможности выбора, тогда как мне повезло иметь выбор.

Конечно, в современном мире мы, взрослые люди, все имеем возможность выбирать. Нет людей, не способных отказаться от сыра. Я говорю это, потому что знаю – сам я говорил «не могу» вместо «не буду», пытаясь оправдать своё нежелание пытаться следовать собственном ценностям в вопросах питания. То было удобное оправдание: «Ну, может быть, мне и следует стать веганом, но этот выбор явно не для меня, потому что я не из тех, кто в силах отказаться от сыра». Это классический пример оправдания поведения, не совпадающего с ценностями.

Это необъятная тема, но я не могу обойти её стороной. Я ещё не указал истинную причину, по которой веганизм вообще существует в качестве образа жизни, – это вопрос о том, этично ли использовать животных в пищу.

Я не буду вдаваться в детали, поскольку в этом нет необходимости. Если вы хотите знать, каков источник вашей пищи, выяснить это очень легко.

Я всегда чувствовал, что главная проблема, в этическом плане, состоит не в том, что преступно убивать животных ради еды, но в том, с какой чудовищной жестокостью мы «производим» мясные и молочные продукты. Людям, не имеющим понятия, о чём я говорю, доступна масса информации на этот счёт.

Меня никогда особо не трогали типичные эмоциональные призывы прекратить эксплуатацию животных. Душераздирающие видео с печальным голосом за кадром и меланхоличной фортепьянной музыкой оставляли меня равнодушным, и я надеюсь, что подобный пафос не является решающим фактором для большинства веганов. Я не доверяю чужим (и даже собственным) суждениям, когда они обусловлены эмоциями, поэтому решение отказаться от животной пищи для меня должно быть логически обоснованным, независимо от изменчивой эмоциональной реакции.

На протяжении целого месяца, когда я размышлял об этических аспектах питания, ко мне возвращалась одна и та же мысль: стал бы я относиться к животным, которых знаю и вижу (в моём случае, это собаки и кошки) столь же жестоко, как к животным, которых не знаю и не вижу? Конечно нет, и я убеждён, что точно так же чувствовали бы и другие люди, если бы были честны с собой.

Это простая и очевидная истина. Вопрос в том, желаю ли я жить в соответствии со своими ценностями. Следование ценностям – это не что-то такое, что происходит автоматически. Человек вполне может считать что-то дурным и неправильным, но всё равно это делать. Мы всегда так поступаем.

Мы усваиваем и наследуем образ жизни от окружающих нас людей, и демонстрируем свои истинные, а не декларируемые ценности, в процессе жизни. Декларируемые ценности не всегда соответствуют реальному образу жизни. Вместо того, чтобы попытаться привести их в соответствие, мы, по большей части, оправдываем их так, чтобы разрыв между декларациями и жизнью не бросался в глаза.

Я знаю, что независимо от тех благ для здоровья, которые я почувствовал, будучи веганом, мои ценности однозначно диктуют мне веганский образ жизни. Я рад тому, что веганская диета привела к значительному улучшению физического самочувствия, ведь в противном случае, я, по правде говоря, вернулся бы к оправданию всеядной диеты, поскольку это удобнее. В деле самооправдания я мастер, так что, в данном случае, я рад, что у меня есть дополнительные стимулы оставаться честным.

Совершите попытку – пусть даже длиной в неделю

Эксперимент, о котором я рассказал, дал мне больше, чем любой иной эксперимент, и я безмерно рад тому, что его поставил. Ключевым фактором стали временные рамки. Эксперимент не удался бы, если бы я знал, что нет даты окончания.

Я думаю, что большинство людей, независимо от их этических убеждений, извлекут благо из попытки соблюдать веганскую диету в течение месяца. Я не страдал хроническими расстройствами здоровья и в течение первых нескольких дней чувствовал себя превосходно. Гораздо «чище» и «яснее». По крайне мере, вы на собственном опыте поймёте, как мясо и молоко влияют на ваш организм. В моём случае, оказалось, что они забирают у меня гораздо больше, чем я думал.

Если вы собираетесь совершить попытку, то лучшее, с чего можете начать, – кулинарная книга. У меня их теперь целая коллекция, но лучшая – «Vegan Yum Yum» («Веганские ням-ням»).

Урок всех моих экспериментов таков: пока не сделаешь – не узнаешь. И всякий раз, когда я «делал», меня ждал сюрприз.